8/10
Внимание спойлеры!
Глазго, лето 1973 года. Забастовка мусорщиков. Мешки мусора довершают картину трущобной разрухи, а запах разложения сливается со зловонием водоотводного канала. Двенадцатилетний Джеймс становится невольным виновником гибели своего приятеля Райана, которого он, борясь, столкнул в канал с водой. Дом Джеймса — запущенная квартира, где он живет с не просыхающим от попоек папашей, матерью, и двумя сестрами, ожидая переезда в обещанное властями новое жилье.
Растерянный Джеймс заводит дружбу с компанией взрослых парней и странным мальчиком Кенни, встречается с местной потаскушкой близорукой Маргарет Энн, время от времени наведываясь в недостроенные дома на окраине города. Забастовка близится к концу, все должно устроится, но как поступит Джеймс, когда обнаружится свидетель его страшного поступка?
На сайте Кинопоиск есть отличная рецензия пользователя gordy на этот фильм. Рассказать об этом фильме лучше него, у меня наврядли получится.
"Первое, о чем вспоминаешь, начав просмотр этой картины, — недавний «Параноид парк» Гаса Ван Сента. Сюжеты не повторяют друг друга, но перекликаются слишком явно, выстраивая неизбежные в таких случаях параллели.
Приятель Джеймса не смог выплыть, когда тот, балуясь, столкнул его на середину проложенного позади жилых домов водоотводного канала. У Джеймса не стало друга. Понял ли он, что произошло, чем был его поступок? Испытывал ли он чувство вины и боль утраты?
Во всяком случае, родители мальчика не заметили происшедших с ним перемен. Всё вроде бы шло своим чередом: препирательства с сестрами, походы с матерью за покупками в супермаркет, притулившийся у телевизора, с неизменной выпивкой в руке, отец. За серыми однообразными буднями никто не почувствовал, как что-то изменилось в поведении этого лопоухого парня.
Лишившись прежних встреч со своим другом, Джеймс пытается прибиться к компании местных шалопаев, которых обслуживает полувзрослая шлюшка Мэри Энн, находя в её обществе, нет, не любовь, но близость одиночества родственной души.
Всё это происходит на фоне захолустного запустения городских окраин, заваленных черными мусорными мешками, меж которых струятся вереницы серых крыс, ставших объектом охоты здешних мальчишек. Линн Рамсей создает гнетущую картину внешнего разложения, добавляя к уличной грязи, бытовую запущенность и неустроенность жизни квартирантов: купание в жестяном корыте и вычесывание гнид из детских голов.
Только вот заглянуть в голову Джеймса у нас никак не получится. Молчаливый, он преображается лишь на встречах со своей новоявленной подружкой, пугливо избегая сближения с соседским мальчиком Кенни, неосторожно предлагающим поиграть возле злосчастного канала.
Режиссёру удалось спрятать, растворить в бытовой неустроенности процесс брожения мыслей маленького мальчика, оставив на поверхности знаки, указывающие на глубокий внутренний кризис ребенка осознающего вину, ответственность и цену своего поступка, стремящегося уйти в светлую даль залитых солнцем полей, где, как говорят, его семью ждёт новое благоустроенное жильё.
Возможно, на новом месте всё забудется и начнётся другая жизнь? Только здесь вступает в силу избитое правило: сменишь место, а от себя не убежишь. Быть может, Джеймс и смог пережить случившееся, переродившись в пережитых душевных терзаниях, если бы не свидетель того поступка, обозвавший его убийцей.
Фильм получился нерезким, медитативным, осенённым неизбывным чувством тоски и печали детского немногословья юного Уильяма Иди (Джеймс), которое не может пересилить ни ужасающий вид исполосованного шрамами лица Томми Флэнегана (отец), ни растерянно-извиняющаяся улыбка Мэнди Мэтьюз (мать).
Кино, соединившее в себе социальный контекст и психологию семейных отношений, сохранив характерный женский акцент, не позволяющий режиссёру оставить ошеломительную точку, оттеняя финал призрачной отдушиной надежды, без которой, пожалуй, невозможна настоящая жизнь." (с) gordy
Комментариев нет:
Отправить комментарий